История собора

История Казанского храма, от строительства до присвоения статуса Кафедрального собора — важнейшая веха в истории православия в Северобайкалье. Она неразрывно связана с возрождением православия на севере озера Байкал.

В дореволюционное время, на территории Северобайкальского района было 5 церквей и 4 часовни. Они к сожалению, не сохранились. В 1974 году, в период строительства Байкало-Амурской магистрали, был основан город Северобайкальск. Первые шаги к возрождению православия на территории северного побережья озера Байкал наметились в 1987 году, когда была собрана и зарегистрирована православная община. Её назвали в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В 1990 году стало известно, что на квартире Евдокии Ильиничны Семушевой находится икона Казанской Божией Матери из разоренного в революционное время храма в поселке Кумора. Эту икону она спасла, когда была шестилетней девочкой, и всю свою жизнь бережно ее хранила. Роль этой иконы в жизни прихода очень велика. Именно в честь неё впоследствии был назван храм Северобайкальска.

История престольной иконы Божией Матери «Казанская» была опубликована в газете «Северный Байкал» в материале Галины Куприяновой. Вот несколько строк из той публикации: «При личной встрече с Евдокией Ильиничной Семушевой я услышала следующий рассказ:

— «Семь лет было мне тогда, в 1930 году. Церковь нашу в селе Кумора Нижнеангарского района разоряли активисты – комсомольцы да безбожники, — вспоминает Евдокия Ильинична. – Мы, ребятишки, рядом бегали, играли. Вот уж и купол снесли, крышу разорили, стены начали разбирать, да иконы со стен снимать. Снятые иконы, я заприметила, вдоль стен рядами поставили. Тут же рядом с церковью костер был разведен. Часть икон уже топором порубили, приготовили к сожжению. Я все поглядывала на те иконы, что еще невредимыми остались вдоль стен. И почему-то глаза мои остановились на одной иконе. То была икона Божией матери «Казанская». Она меня словно притягивала к себе, и решила я: «дождусь темноты, заберу эту икону». Мне и в голову не приходило, как я донесу ее такую большую и тяжелую. Едва-едва стемнело, я — к церкви. Схватила икону – и без оглядки к дому своему бежать. Заметили меня все же те, кто церковь громил, да следом за мной… Бежала я, как на крыльях летела, с иконой в руках через огороды и плетни. До сих пор диву даюсь, как я с ней не только бежала, казалось не я икону несла, а она меня. Видимо сама Матерь Божия помогла мне тогда. Отстали мои преследователи, заметив однако, в чей дом я вбежала. Мама моя спрятала икону в подполье. Наутро нарочного в дом прислали, в сельсовет потребовали родителей моих и меня, а я стою перед ними, реву и одно повторяю: «не брала я никакой иконы, не знаю ничего». И мама моя подтверждает: «не было у нее никакой иконы». С обыском в дом приходили, но икону так и не нашли. Еще неделю в сельсовет вызывали, а когда поняли, что бессмысленно, оставили в покое. А уж потом, когда несколько недель прошло, поутихло все, достали родители икону ту и в красный угол поместили.

Я выросла, замуж вышла, уехала в Красноярский край, икона осталась у родителей, а когда они умерли — у брата моего. Приезжаю как-то в гости к брату, а иконы в доме нет. Спрашиваю, куда икону определили? Оказалось, жена брата на чердак ее забросила. У меня все внутри захолодело, забрала я ее с чердака и увезла к себе. Когда на пенсию вышла, муж у меня умер. Надумала переехать я на жительство в Северобайкальск, и икону с собой забрала. Слово дала, как построят храм, отдам икону туда…».

После того, как северобайкальские прихожане узнали об иконе и ее чудесном спасении, несколько человек из общины стали приходить к Евдокии Ильиничне, чтобы помолиться у образа Богородицы.

В то время город Северобайкальск относился к Иркутской епархии, в которую еще входили Читинская область, Якутия и Республика Бурятия. Приход находился далеко от центра епархии, священники приезжали сюда не часто. Первые ознакомительные и просветительские поездки на север Байкала совершал настоятель Михайло-Архангельского храма города Иркутска отец Калинник Подлосинский. Затем — священник из города Усть-Кута, ныне протоирей Павел Гиреев, талант и кипучая энергия которого привели к образованию православной общины.

Верующие обратились к отцу Павлу Гирееву с просьбой приехать в город Северобайкальск освятить квартиру, в которой находилась икона. Именно тогда отец Павел благословил зарегистрировать приход в честь Казанской иконы Божией Матери. Оформлением документов занялся церковный староста В. И. Карпов. 30 сентября 1994 года решением приходского собрания был принят и утвержден Устав местной православной религиозной общины Богородице-Казанского прихода. При разделении Иркутской и Читинской Епархии на две самостоятельные: «Иркутскую и Ангарскую» и «Читинскую и Забайкальскую», приход в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, 24 октября 1994 года был перерегистрирован в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1995 году было выделено временное помещение для православного храма. Многие священники просили Евдокию Ильиничну отдать икону храму, но расстаться со святыней женщина не решалась. И лишь через несколько лет священник Александр Барашкин, молившийся у иконы ежедневно, смог уговорить Евдокию Ильиничну отдать икону в храм. В этом же году администрацией Северобайкальска было выделено место для строительства храма, а в июле освящен крест под его основание.

В 1998 году Образ Божией Матери «Казанская» на руках внесли в храм два сильных молодых парня. Она – очень тяжелая, написанная на досках… И здесь невольно вспоминаются строки из священного писания — глас Божией Матери к солдатской дочери Матрёне: «Ищите на пепелище, зрите в золе – да обретете…». В храме краски иконы чудесным образом обновились, лик Богоматери стал светлее, и до сегодняшнего дня её живой взгляд проникает в душу всякого.

В Богородице-Казанском приходе потрудились священники: о. Виктор Смольников (с 23.09.94 по 18.10.95), о. Анатолий Дворниченко (клирик с 17 мая 1995 года, настоятель с 18 октября 1995 г. по 31 июля 1996 г.), о. Роман Рэу (с 24 августа 1996 г. по 24 декабря 1997 г.), о. Александр Барашкин (настоятель с 15 февраля 1998 г. по 22 апреля 1999г.), о. Виктор Перепичко (настоятель с 22 апреля 1999 по 2002г.), о. Леонид Шевченко (настоятель с 2002 г. по 2007 г.), о. Евгений Цыпленков — настоятель с 2007 г. по 2013 г.), о. Алексей Ермаков – (настоятель с мая 2013г. по июнь 2015 г.), о. Владимир Гончаренко – клирик с августа 2013 г. по настоящее время., епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай – настоятель с июня 2015 года.

В сентябре 1998 года на страницах независимой газеты «Новая» вышла первая православная страничка северобайкальского прихода «Возрождение», в ноябре 2000 года страничка «Возрождение» преобразована в православный листок «Православный Северобайкальск».

С образованием общины в Северобайкальск начали приезжать клирики других епархий. Так в 2000 году в городе побывал вагон-церковь Белгородской епархии с великолепным хором, тогда в водах озера Байкал было крещено порядка 150 человек. Знаковым событием стал приезд в октябре 2002 года вагона-церкви с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». Священниками было проведено множество встреч и бесед.

В июле 2006 года прошел необычный крестный ход и установлен поклонный крест жертвам политических репрессий на месте лагеря особого назначения ОГПУ «Акукан». Лагерь расположен в 5 километрах от села Холодное Северобайкальского района. Крест был изготовлен мастерами Северобайкальского прихода на деньги эмигрантов во 2-м поколении из Америки.

Все эти годы шло и строительство храма. Но не всегда стройка «кипела». Однако, не смотря на разные обстоятельства, на строительной площадке всегда совершались молебны.

Строительством храма занимался СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой» (генеральный директор ОАО трест «НАТС» Анатолий Прокофьевич Кравченко). Руководил строительством старейший строитель БАМа, прораб Анатолий Васильевич Двойников.

3 марта 2001 года на общем собрании жителей г. Северобайкальска был избран Попечительский Совет по строительству Православного храма. В его состав вошли: Антонов Петр Суханаевич, председатель Попечительского Совета;  Липачёва Валентина Степановна, бухгалтер Попечительского Совета; Мурченко Елена Викторовна, секретарь Попечительского Совета; Рудковская Любовь Дмитриевна, прихожанка; Погасиенко Анатолий Михайлович, директор МУП «Северобайкальскстрой — заказчик»; Кошелева Нина Ивановна, депутат городского совета, учитель истории МОУ СОШ  11; Соколов Владимир Евграфович, генеральный директор ЗАО «Производственная база»; Ключахин Александр Петрович, представитель Северобайкальского филиала ВСЖД; Калашников Михаил Васильевич, атаман Северобайкальского городского казачьего общества; 3еленчук Владимир Алексеевич, представитель ОАО трест «НАТС»; Богданов Юрий Вениаминович, юрист. Попечительский Совет регулярно отчитывался о своей деятельности, публикуя отчёты о расходовании средств в газетах «Северный Байкал» и «Православный Северобайкальск».

Осенью 2002 года председателем Попечительского Совета становится глава администрации города Северобайкальск Владимир Андреевич Бодров, и в это же время начинаются интенсивные работы по строительству. Владимир Андреевич регулярно собирал руководителей предприятий города, руководителей частных фирм и предприятий, и обращался к ним с просьбой оказать помощь в строительстве церкви. Он говорил: «Над нашим городом должны звонить колокола…».

Кроме того, по инициативе директора детской школы искусств Л.С. Давыдовой, в городе неоднократно проходили благотворительные концерты учащихся ДШИ. Все вырученные средства шли в фонд строительства православного храма в Северобайкальске. В концертах также принимал участие хор воспитанников Воскресной школы, существовавший при Богородице-Казанском приходе.

Весной 2004 г. на строительстве храма началась кирпичная кладка, на объекте работали бригады каменщиков, плотников, бетонщиков, сварщиков. Храм поднимался на глазах северобайкальцев.

Из беседы с бригадиром каменщиков Сумароковым Василием Михайловичем:

Сколько человек в вашей бригаде?

— В моей бригаде, кроме меня, ещё 6 человек: Бабаев Николай Джумович, Карачков Сергей, таджик Джафар, Козлов Алексей, Ловцов Николай, Уланов Анатолий Григорьевич.

— Вы раньше работали на объектах гражданского строительства, а теперь строите церковь, есть ли разница?

— Да, работа не просто сложная, а я бы сказал — очень сложная, ответственность большая, ведь строим Дом Божий. Работаем с радостью, с настроением. Начальник ПТО Загородний Георгий Николаевич всё время помогает нашему прорабу Анатолию Васильевичу Двойникову разобраться с чертежами. Церковь строится по всем каноническим правилам, она будет настоящим украшением нашего города.

3-4 июля 2004 г. в Северобайкальске проходило празднование 30-летия БАМа. Особую торжественность и значимость этому событию придало участие в праздничных мероприятиях епископа Читинского и Забайкальского Евстафия. Праздничную литургию Владыка Евстафий совершил в новой строящейся церкви. Епископ выразил благодарность всем жителям, строителям, городской власти за возрождение духовности и благословил наш город на процветание, благополучие и мир.

В июле 2005 г. произошло долгожданное событие: были освящены и установлены купола. И к всеобщей радости, над нашим городом засияли кресты. В течение следующего года были вставлены окна, убраны леса, выполнены работы по устройству кровли, начата внутренняя и внешняя отделка храма, заказан иконостас.

За все время, пока строился храм, совершались крестные ходы, были отслужены литургии в верхнем и нижнем приделах храма, проводились молебны на его территории.

8 января 2007 г. в храм провели отопление, а в феврале – доставили колокола, деньги на которые пожертвовал частный предприниматель Сергей Осипович Тихонов. 4 апреля того же года колокола были установлены, а 17 июня состоялось их освящение и над Северобайкальском раздался долгожданный колокольный звон. С праздника Пасхи, 27 апреля 2008 года, в новом храме начались регулярные богослужения.

Сегодня можно смело сказать, что с возведением Казанского храма в облике Северобайкальска появилась новая архитектурная доминанта, преобразилась духовная жизнь города.

В феврале 2009 года правящий архиерей Читинской и Забайкальской Епархии епископ Евстафий посетил наш приход. В храме был совершен благодарственный молебен по поводу передачи храма администрацией города Богородице-Казанскому приходу. На молебне присутствовали президент Бурятии Вячеслав Владимирович Наговицын, министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Владимир Алексеевич Рубан, глава муниципального образования «город Северобайкальск» Владимир Андреевич Бодров.

30 апреля 2012 года епископом Улан-Удэнским и Бурятским Савватием совершено Великое освящение Казанского храма. На освящении присутствовали глава Северобайкальского района И.В. Пухарев, мэр города Северобайкальска С.Н. Рыбыльченко и другие высокопоставленные гости.

В 2015 году Северобайкальск ознаменовало великое событие: 5 мая решением Священного Синода (журнал № 6) путем выделения из состава Улан-Удэнской епархии образована Северобайкальская епархия, которая включена в состав Бурятской митрополии и простирается по северу и северо-востоку республики Бурятия, объединив приходы в административных границах Северобайкальского, Муйского, Баунтовского, Баргузинского, Курумканского, Еравнинского, Кижингинского, Хоринского районов республики. 20 июля к месту служения на кафедре прибыл новый правящий архиерей — епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 21 июля, в храме, освященном в ее честь, в Северобайкальске впервые прошла совместная архиерейская литургия, которую возглавили митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий и епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай. Два архиерея, которых породнила бурятская земля и чье служение направлено на благо и процветание нашего края, славили Богородицу.

Осенью 2016 года Казанскому храму был присвоен статус Кафедрального собора, и он стал главным храмом новообразованной Северобайкальской епархии.

 В заключение хотелось бы сказать: Церковь — не внезапно возникшее какое-либо учреждение или община, но вечная, свыше предопределенная. И жизнь такой православной общины связана с жизнью каждого христианина, которая духовно неотделима от жизни Церкви и имеет свое отражение в церковной истории и истории православия в общем.

Тем не менее, духовная жизнь христианина невозможна без храма, без места соборной молитвы, важность которой понятна для всякого церковного человека: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Мф. 18:20).

Храм — это место особенного присутствия Господа с небесными силами.

«На небесах славословят Господа воинства ангельские, на земле подражают их славословию люди, составляя лик в церкви. На небесах серафимы поют трисвятую песнь, на земле ту же самую песнь воссылает многочисленное собрание людей. Одно общее торжество составляют и небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Храмы — это дворцы Царя Небесного, открытые Им на земле для более удобного и близкого общения с человеком» — говорит святой Иоанн Златоуст.

Слава Богу за все! За великолепный храм в нашем городе, за возможность участвовать в Великом Таинстве Святой Евхаристии и в жизни Русской Православной Церкви! Слава Богу!