В Прощеное воскресенье епископ Николай совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе

26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье),  епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай  совершил Божественную литургию в  Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.

Его Преосвященству сослужали: ключарь казанского кафедрального собора иерей Владимир (Гончаренко), клирики казанского кафедрального собора: иерей Евгений (Родионов), иеромонах Георгий (Мкртчян),  иеромонах Сергий (Белоусов). Диаконский чин возглавил:  диакон Максим Кадыш.

В завершение богослужения Владыка Николай обратился к молящимся с архипастырским словом и преподал всем благословение.

Этим торжественным богослужением мы входим в поприще Святой Четыредесятницы — особое время, которое предназначено для того, чтобы дать всем нам, людям, погруженным в суету каждодневной жизни, людям, у которых теперь так мало времени для молитвы, — возможность для духовных размышлений. Время подумать о себе, о своей жизни.

Великий пост действительно приглашает всех нас к более частому участию в богослужениях. Великопостные богослужения располагают человека к покаянию, к размышлению о самом себе, о своих грехах. О всем том, что нередко приводило в действие голос нашей совести, когда мы сокрушались, сказав что-то не так или сделав что-то, что кого-то обидело; а потом, в суете мирской, голос совести затихал, и мы забывали, что сделали плохое, а иногда и оправдывали сами себя.

Великий пост дает нам возможность, во-первых, вспомнить о плохих поступках и словах, которые когда-то ранили нашу совесть, а потом вышли за пределы нашего внимания и перестали возбуждать совесть. Но ведь эти поступки и слова остались! Они отягощают нашу духовную жизнь, однако Великий пост дает нам возможность вспомнить всё, в чем мы не раскаялись, принести Господу покаяние и вообще подумать об устроении своей жизни: так ли мы живем, то ли мы делаем, тому ли отдаем большую часть своего времени, свои силы, свое внимание, свою заботу.

Для того чтобы вырваться от круговерти событий, отвлекающих нас, мешающих нам сосредоточить свое внимание на самом главном, и дается нам время Великого поста, особенно его первой седмицы. Те, у кого есть возможность, всенепременно посещайте службы и утром, и вечером. Может быть, кому-то это покажется трудным, но великопостное молитвенное поприще очень помогает нам сосредоточиться на самих себе, на своих духовных проблемах, а молитва, совершаемая вместе с теми, кто окружает нас в храме, привлекает к нам Божию благодать и дает силы избавиться от грехов наших — если не всех, то по крайней мере тех, которые отягощают нашу совесть.

Действительно, время Великого поста — это время очищения. Так и в эпоху Ветхого Завета были обряды очищения, но они носили более поверхностный характер, потому что были приспособлены к мировоззрению и психологии древних людей, в основном ориентированных на внешние проявления религиозности. Нам же, людям Нового Завета, многое открыто через Господа и Спасителя. Мы знаем Евангелие, мы посещаем храмы Божии, мы причащаемся Святых Христовых Таин, и благодать Божия, конечно, касается нашего сердца и помогает нам увидеть свои прегрешения, узреть свои грехи, а зрение своих грехов является первым шагом к исправлению.

Но ведь для того чтобы исправлять себя, нужно знать, что следует исправить, а для этого нужно разобраться в самих себе, в своих ошибках, в своих греховных поступках, в своих недостойных мыслях. «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (см. 3 Цар. 8:46; 2 Пар. 6:36), а потому для каждого человека, и глубоко воцерковленного, и время от времени посещающего храм, и даже, может быть, совсем слабо верующего, Великий пост — это время изменения самого себя к лучшему, это время глубокой духовной перемены.

И эта перемена достижима! Это не какое-то сверхсложное дело — только нужно начать заботиться об этой перемене. Посещение богослужений в Великом посту, особенно в первые недели Великого поста, молитва, слушание слова Божия, несомненно, дают человеку силу и возможность увидеть свои грехи, принести покаяние, а значит, и очищение от грехов.

В Ветхом Завете, чтобы освободиться от грехов, приносили жертвы Богу. Закалывали животных, иногда окропляли себя их кровью. Таковы были обычаи, и с этими жертвоприношениями связывалось отпущение грехов. Господь Иисус Христос, придя, не отменил жертвы Богу за грехи человеческие, но Он сделал нечто, что не укладывалось и не могло уложиться в сознании ветхозаветных людей — Он Сам Себя принес в жертву Богу за грехи всего человечества. Он заклал Себя, подобно тому как закалывали ягнят в иерусалимском храме. Он вознесся на крест, Он жизнь Свою отдал за то, чтобы грехи наши были искуплены. Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву.

Господь освободил нас от необходимости совершать жертвоприношения. А что же от нас требуется? От нас требуется соучастие в жертве Спасителя –– мыслями своими, верой своей, молитвой своей и, может быть, особенно через покаяние. Мы должны раскаиваться в грехах не потому, что кто-то нас принуждает или кто-то от нас чего-то требует. Но мы по совести своей должны осознать наши грехи, нашу неправду — по отношению к ближним и дальним, но в первую очередь по отношению к Самому Богу.

Мы начинаем поприще Великого поста с этого вечера, когда испрашиваем друг у друга прощения. Невероятно трудно — с полным сознанием своей личной вины подойти к человеку и попросить у него прощения, но этого требует от нас Церковь Божия. Требует для того, чтобы мы могли войти в поприще Великого поста, уже имея некий опыт самокритики, опыт смирения и опыт прощения.

Сегодняшнее богослужение призывает нас к тому, чтобы мы обрели этот опыт через смиренное прошение ближних о прощении наших грехов, о прощении того, что мы совершили пред ними явно или неявно, в деяниях или мыслях. И потому не следует считать, что происходящее сегодня вечером — это некий обычай, который требует от нас формального «Прости!» и еще более формального ответа «Бог простит!» В этих словах должно быть наше покаяние и осознание своей реальной вины. Вот тогда Прощеное воскресенье становится действительно дверью в поприще Великого и спасительного поста.

И да поможет нам Господь именно так испросить прощения у других — брата, сестры, отца, матери, детей, родителей — с тем, чтобы получить от них прощение и со своей стороны простить им все, что еще остается в сердце нехорошего, что разлучает нас друг от друга.

                                                                               Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *